Готовые качественные ворота стоят дорого, поэтому можно попробовать изготовить их своими руками. Один из лучших вариантов для обшивки створок — профлист. Это гофрированный металлический облицовочный стройматериал из оцинкованной холоднокатаной стали с защитным полимерным слоем.
- Плюсы и минусы профлиста
- Сравнение популярных видов покрытий
- Классификация и маркировка
- Схема устройства ворот
- Габаритные параметры
- Технология монтажа своими руками
Достоинства и недостатки обшивки ворот профнастилом
- огнестойкость;
- небольшой вес — проще транспортировка и установка;
- устойчивость к перепадам температур и выцветанию под воздействием ультрафиолета;
- простой монтаж — сделать может и человек, не имеющий опыта;
- не сыреет, не подвержен появлению сколов и трещин, не требует ремонта;
- срок службы до 50 лет;
- не нужен сложный уход, достаточно время от времени смывать с поверхности пыль водой из шланга.
Недостатки:
- возможность коррозии;
- при сильном механическом воздействии (удар) появляются вмятины.
Выбор профнастила для ворот
Подбирают по следующим параметрам:
- Форма профиля. Волна, трапеция или синусоидная.
- Высота. Cоставляет от 8 до 158 мм.
- Дизайн. Виды отделки: однотонный цветной, под камень, под кирпич или древесину.
- Одно- или двухсторонняя отделка. Декоративный слой может быть нанесен с одной или обеих сторон. Особенно подходит двусторонний вариант, но нужно учитывать, что его цена выше.
- Толщина стали. Для ворот и калитки — не тоньше 0,7 мм.
- Толщина оцинкования. У качественного материала — от 180 до 275 г/м2. Если он ниже, то профнастил намного быстрее разрушится от коррозии.
- Толщина и тип полимерного покрытия. Чем больше его слой, тем долговечнее. Но качество защиты прежде всего зависит от того, какой именно вид полимеров использован для ее создания.
Сравнительная характеристика популярных полимерных покрытий:
Параметр | Пурал (полиуретан) | Матовый пурал | PVDF | Пластизол | Матовый полиэстер | Глянцевый полиэстер |
Срок службы, лет | 50 | 50 | 35 | 30 | 15 | 10 |
Толщина слоя, мкм | 50 | 50 | 27 | 200 | 35 | 25 — 28 |
max t эксплуатации, °С | 100 | 100 | 110 | 60 | 120 | 120 |
min t обработки, °С | -15 | -15 | -10 | 10 | -10 | -10 |
Прочность, по 3 бальной шкале | 2 | 2 | 1 | 3 | 1 | 1 |
Устойчивость к коррозии | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 |
Устойчивость цвета | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 |
Виды профнастила и маркировка
Маркировка состоит из букв, означающих его тип, и цифр, указывающих на высоту профиля в миллиметрах, например, Н-75.
- С — стеновой. Толщина профнастила — от 0,4 мм, высота — от 8, средний вес — 4,5 кг. Это самый легкий вид, для монтажа ворот или забора его лучше не использовать.
- НС — несуще-стеновой. Толщина — от 0,5 до 0,8 мм, высота — от 8, средний вес — от 7 до 14 кг/м2. Оптимальный вариант для обшивки ворот и калитки.
- Н — несущий. Самый прочный, между волнами находятся специальные борозды для увеличения жесткости. Толщина — до 1,2 мм, высота — до 158, вес — до 24 кг/м2. Выбирая именно этот тип для створок распашных ворот, нужно учитывать, что из-за их тяжести петли прослужат меньше.
Помимо плит обычной прямоугольной формы подходят фигурные с волнообразным краем с одной стороны. Стандартная ширина — от 800 до 1200 мм, длина может быть разной — от 500 мм.
Конструкция ворот с обшивкой из профилированного листа
Предварительно составляют эскиз с точными размерами. Сначала определяют их конфигурацию. Часто помимо основных створок есть калитка для пешеходов — встроенная в одну из дверей или отдельностоящая. Первый вариант стоит дешевле.
По схеме работы ворота бывают двух видов:
- Распашные. Их створки открываются внутрь или наружу, крепятся к опорам специальными петлями.
- Раздвижные (откатные). Их двери перемещаются параллельно забору вправо или влево. Есть два варианта механизма раздвижения: консольный и рельсовый. Первый тип предпочтительнее, особенно зимой, но стоимость его выше. У консольных между ними и грунтом остается зазор (дорожный просвет), у рельсовых его нет.
Распашные намного дешевле откатных, если делать их самому.
Для более удобного пользования и исключения необходимости приложения силы человека на створки ставят автоматические приводы. Для распашных дверей подходят два их вида: рычажный (до 400 кг) и линейный (до 500). Автоматика для механизмов раздвижения выдерживает вес до 2 т, может оснащаться дистанционным управлением.
Основные детали ворот с калиткой:
- Опоры. Делают из металла или дерева. Часто облицовывают кирпичом, он сам по себе не способен нести нагрузку и выполняет лишь декоративную функцию.
- Каркасы дверей и калитки. Рамы сваривают из металлического уголка или профиля с размерами от 40х20 мм и толщиной стенок от 1,5 мм. Реже используют ковку.
- Обшивка из профнастила.
- Запирающий механизм. Это специальные засовы, щеколды, замки: врезные, накладные, редко навесные, кодовые, электромеханические. Для откатных и распашных ворот подходят разные запирающие механизмы. Различают также замки для открывания внутрь или наружу, лево- и правосторонние. Изделия из нержавеющей стали самые надежные.
- Петли для дверей или механизм раздвижения.
- Петли для калитки.
Опорные столбы
Для изготовления металлических конструкций берут профиль, швеллер или трубу любой формы с толщиной стенок от 5 мм. Размеры подбирают в зависимости от веса дверей: до 150 кг — от 8х8 см, от 150 до 300 — от 10х10, от 300 — от 14х10.
Кирпичные типы обычно имеют ширину 1,5, реже — в 2 кирпича. Диаметр трубы для основы подбирают с учетом расстояния между его внутренними кирпичными стенками. Оно зависит от выбранного размера сечения опоры. Если она будет в 1,5 кирпича, то подойдет труба диаметром до 12 см. Первые ряды лучше обустраивать из полнотелого кирпича. Для фиксации элементов применяют цементно-песчаный раствор. В швы по периметру прокладывают арматуру. Со стороны створок распашных ворот в процессе выполнения кладки монтируют закладные детали для повышения прочности столба и крепления петель. Закладные делают из металлического уголка и приваривают их к трубе с помощью пластин. Первую закладную устанавливают на уровне около 30 см от фундамента. Поверх готовых конструкций ставят оголовки из бетона или металла для защиты от механических воздействий, осадков и в качестве украшения.
Деревянные опоры самостоятельно изготавливают из бруса с сечением не менее 100х100 мм. Самый прочный вариант — дубовая балка.
Размеры ворот
При составлении чертежа учитывают:
- Габариты автомобилей, которые будут проезжать через проем. Для свободного проезда необходимо расстояние, равное ширине машины плюс 1 м. Для раздвижных видов учитывают, что прибавляется запас на откат. Ширина дверей конструкций с распашным механизмом не должна превышать 2 м. Если нужны створки большего размера, то ставят дополнительные петли. Ширина калитки обычно — от 80 до 110 см.
- Высоту забора. Размер должен соответствовать высоте ворот.
- Требуемую высоту дорожного просвета (расстояние от несущей балки до земли). У распашных оптимальный размер составляет 10—15 см, у откатных зазор допустимо делать меньше, зимой снег не мешает их открыванию.
Самостоятельная установка ворот
Сделать распашные конструкции с калиткой, обшитые профилированным листом, можно следующим образом:
1. Выполнить чертеж с точными размерами.
2. Вырыть по схеме ямы. Дно лунок должно находиться ниже уровня промерзания грунта, иначе столбы зимой начнут выпирать из почвы. Обычно это около 1,5 м, но для каждого региона эту цифру нужно выяснять более точно.
3. Насыпать в ямы щебень (можно вторичный) слоем толщиной до 30 см.
4. Поместить в лунки каркас из нескольких прутьев арматуры, расположенных вертикально и горизонтально, связанных в виде сетки.
5. В ямы установить опоры из металла или бруса. Проверить их высоту натянутым шнуром, вертикальность — уровнем.
6. Заполнить лунки обычным бетонным раствором. Пока он не застынет (в течение около 14 дней), периодически проверять вертикальность. Если опоры будут из кирпича, то затем выполняют кладку.
7. Болгаркой (угловой шлифовальной машиной) с отрезным диском по металлу нарезать по чертежу из профиля детали для каркасов створок и калитки. При этом учесть, что раму для обеих дверей сначала делают целой. На две части ее режут после крепления к столбам.
8. Прихватить проволокой к опорам боковые элементы рам. Если они из кирпича, то этот пункт пропустить.
9. Прикрепить к опорам петли. Повесить на них боковины рам на болты или приварить.
10. Приварить к боковым элементам каркаса дверей верх и низ рамы.
11. Прикрепить к обрешетке по центру поперек две детали вертикально. Оставить между ними щель шириной 5 мм.
12. Сварить раму калитки. Если выбрана встроенная, то прикрепить ее на петли к одной из створок, если самостоятельная, то рядом с воротами к опоре.
13. Горизонтально поперек рам дверей и калитки приварить для усиления еще одну деталь. Убрать прихватки из проволоки.
14. Разрезать каркас для дверей угловой шлифовальной машиной (болгаркой) на две части.
15. Проверить петли, несколько раз открыв и закрыв двери.
16. Покрыть готовую обрешетку антикоррозийной грунтовкой и покрасить, лучше под цвет профнастила.
17. Обшить раму. Для крепления применяют саморезы.
Резать профнастил болгаркой нельзя. Для этого используют дисковую пилу, ножовку или ножницы по металлу простые или высечные, дрель с насадкой Сверчок, высечные или шлицевые электроножницы. Если инструмент не понадобится впоследствии, то оптимальный вариант — ножовка. Если же работы по резке металлических листов будет много, то можно приобрести один из видов электроножниц, самое лучшее качество реза — у шлицевых.