Наши далекие предки, еще не имея опыта в машиностроении, озадачивались удобством на дорогах. И если до создания колеса было достаточно протоптанной тропинки от пещеры к пещере, то позже людям хотелось большего комфорта. Они стали обращать внимание на свойства природных материалов. Таким образом, в начале шестнадцатого века жители южноамериканского континента впервые применили асфальт природного происхождения. Только через два века эту методику подхватили жители Северной Америки. В европейской части (Англия, Россия, Франция, Австрия) мощеные тротуары стали заменяться асфальтированными ближе к середине девятнадцатого века.
В Санкт-Петербурге был открыт первый завод по производству нового дорожного покрытия. До этого в Россию асфальт импортировался.
Сейчас уже трудно себе представить длинные автомагистрали без асфальтированного покрытия. Что же из себя представляет это вещество?
Из чего состоит асфальт
Асфальт может быть рожден двумя способами: природой и человеком.В природе он получается путем испарения из тяжелых фракций нефти, более легких ингредиентов. В местах, где нефть самостоятельно имеет выход на поверхность и добывают природный асфальт.
Добыча ведется из пластов жильных залежей. Он похож на горную смолу. Текучесть придает большое количество масел (до сорока процентов), а подвижность обусловлена большим количеством смолистых веществ (до семидесяти пяти процентов).
Искусственный материал получается путем смешения пород: песка, гравия, минеральных порошков, битума.
Учитывая физические и химические свойства асфальта, его можно принять в разных сферах народного хозяйства. Асфальтированная поверхность выдерживает сильные нагрузки. Для правильного определения применения, асфальт различают по видам и маркам.
Асфальт: виды и классификация
- “Марка №1” – максимально высокая прочность. Используется для прокладки нижнего слоя дорожного покрытия. Эта марка объединяет супер плотные, высоко пористые, песчаные смеси и гравий.
- “Марка №2” – распространенный и часто используемый вариант. Его применяют для верхнего слоя дороги, обустраивают дворы и парки, используют для ремонта дорожного покрытия (заплатки).
- “Марка №3” – отсутствие щебня сказывается на снижении прочности материла. Он становится более плотным, но менее прочным. Все пешеходные дорожки ремонтируются с его применением. В ремонте дорог может использоваться исключительно точечно, для ям. В личных целях для обустройства своего приусадебного хозяйства подходит, как нельзя лучше.
По наличию песка и камня асфальт может быть двух видов “А” и “Б”:
- “А” – от пятидесяти до шестидесяти процентов щебня.
- “Б”- от сорока до пятидесяти процентов щебня или гравия.
Однако на рынке можно встретить категории “В”, “Г”,”Д”. Они являются продолжением начатого списка и относятся уже к другому понятию – асфальтобетон.
- “В”- от тридцати до сорока процентов гравия, щебня.
- “Г”- тридцать процентов, искусственно созданного из отсева дробления, песка.
- “Д”- семьдесят процентов искусственного песка.
Чем отличается асфальт от асфальтобетона
Асфальтобетон есть ничто иное, как модификация свойств асфальта. Тем не менее это не одно и то же. Несмотря на значительное сходство свойств и модулей применения они имеют ряд различий. Внешне природный асфальт похож на смолу. Текстура его гладкая, максимально однородная.
В асфальтобетоне невооруженным взглядом заметно наличие крупных фракционных частей гравия и щебня.
Стоит отметить, что характеристики асфальтобетона говоря в его пользу: он выдерживает максимальные транспортные нагрузки, обладает демпфирующей способностью (поглощает вибрацию).
Технология получения асфальтобетона
Методика изготовления асфальтобетона требует наличие целого производства. Не опираясь на характеристики и состав, осуществляется один и тот же алгоритм. При ремонтных работах используют мобильные установки.
Этапы получения асфальтобетона:
- Подготовительный этап включает в себя дробление минеральных ингредиентов и распределение их по фракциям. Затем, следует просушка компонентов, нагревание и подача в специальный смеситель.
- Подготовка битума происходит в несколько этапов: разогретое вещество постоянно перемешивают, вводят активные поверхностные материалы, выпаривают излишнюю влагу. Оправляют в смеситель.
- Смешивание всех компонентов: разогретого битума, песок, гравий (или щебенку), минеральный порошок. После этой процедуры получается однородная масса.
- Перегрузка в зависимости от назначения. Если асфальтобетон не используют сразу, то его охлаждают и отправляют на склад для хранения. При необходимости использования массу переливают в специализированные бункеры и отправляют на строительную площадку.
- Состояние вяжущего битума дает возможность распределить асфальтобетон на две категории: холодную и горячую.
- Холодная и горячая смесь различаются разницей в температурном режиме в момент нагревания битума. Холодный вариант изготавливается при температуре от семидесяти пяти до ста десяти градусов, горячий – от ста сорока до ста семидесяти пяти градусов.
В составе асфальтобетона могут использоваться смеси из щебенки, гравия или песка. По величине зерен выделяют крупнозернистые, мелкозернистые и песчаные смеси.
Состав:
- Битум (до девяти процентов смеси) – база.
- Минеральный порошок.
- Функциональные добавки (улучшение параметров звукоизоляции, сцепления, шероховатости)
- Каменистые материалы.
Интересный факт. Утилизированные резиновые покрышки можно использовать в качестве дополнительного компонента в асфальтобетон. Переработанная резиновая крошка усовершенствует вещество и делает покрытие менее уязвимым для природных явлений и изнашиваемости. Но такой вариант использую в исключительных случаях, так как считается дорогим удовольствием.
Методика укладки асфальтобетона тоже различаются в зависимости от эксплуатации:
- Большое содержание битума и минералов организуют литой вариант укладки.
- Разноцветные холодные и горячие смеси.
- Щебеночный материал с добавление мастики.
- Наличие полимеров (эластомеры).
- Включение в состав резиновой крошки (дренирующая функция).
- Добавление стеклянных измельченных осколков.
- Асфальтобетон на основе технической серы.
- Сульфированный вариант.
- Универсальный модификатор – “Унирем”.
- Фрезерованный метод.
Необычные, на первый взгляд, добавки влияют на уникальность эксплуатационных характеристик и качество покрытия.
Асфальтобетонное покрытие получает классификацию в зависимости от базовых ингредиентов состава, тем не менее специалисты сходятся во мнении, что наиболее правильно группировать по основному соотношению компонентов. Важно учитывать процентное содержание всех, входящих в основу состава, элементов и добавок.
Характеристика дорог покрытые асфальтобетоном: устойчивость к воздействию разного вида химических реагентов, долговечность эксплуатации под воздействием автотранспорта, морозоустойчивость в условиях северных широт, водостойкость, пожаробезопасность, экологически чистый материал.
Для величины расхода необходимо знать массу материала и его удельный вес. По статистике в одном кубическом метре плотность материала составляет около одной тысячи двухсот килограммов.