Чтобы уменьшить время и сократить расходы на монтаж опалубки, сегодня на строительном рынке появилось специальное устройство, которое способно зафиксировать временные сооружения достаточно быстро и экономно – зажим для опалубки. Поскольку недостатком древесных щитов является их деформация, способность набухать и сжиматься, применение механических замков позволит зафиксировать и поддерживать расстояние между опорными плитами во время заливки бетона.
В монолитном строительстве применяется в основном пружинный зажим для опалубки (клипса, «лягушка» или замок).
Идеальные параметры заливки при установке опалубочных систем большого размера предусматривают надежное скрепление каждого монолитного элемента. В таких случаях используют пружинный зажим, поскольку он упрощает и ускоряет монтаж ограждения, делая его более устойчивым. «Лягушки» позволяют исключить необходимость распорных трубок, сохраняя при этом герметичность щитов.
В зависимости от материала изготовления стали клипса для опалубки может выдержать напряжение до 4,5 тонны, но предельная нагрузка не должна превышать 2,5 тонны. Приспособления применяются для разборно-листовых и монолитных строительных систем. Наиболее эффективно зажим для мелкощитовой опалубки используется при средних толщинах бетонных масс.
«Лягушки» представляют собой клипсу, установленную на платформе со специальным язычком, защелкивающим арматуру. Опалубочный пружинный зажим производится в Турции (Prom, Aldem, Hold), России (фирма Чироз), Китае, Германии, Польше.
Пружинный замок отличается по следующим категориям:
- Прочность.
- Материал.
- Размер.
Крепость изготовления влияет на способность пружинных клипс сопротивляться разрушению под действием внешних нагрузок. По устойчивости замки бывают усиленные (тензорные) и легкие (обычные). Конструктивно они не отличаются друг от друга. Однако для различных условий заливки необходимо применять соответствующие подвиды.
Легкие «лягушки» используются для нагрузки до 2 тонн и имеют оцинкованный зубчатый язычок, производит их фирма Prom. Усиленные клипсы предусмотрены для 2-4 тонн, имеют нитроцементированный зубчатый язычок и содержат ребро жесткости, которое усиливает надежность и устойчивость конструкции. Фирмы Чироз, Hold, Aldem выпускают зажимы, способные выдержать более 3 т.
Механические зажимы производятся из низкоуглеродной стали. Поверхность может быть оцинкована, окрашена, покрыта специальным порошком или обработана электростатическим распылением. Пружинный зажим фирмы Prom изготовляется с оцинкованным зубчастым языком, что позволяет избежать его деформации во время эксплуатации, а клипсы Чироз имеют закаленный трещоточный механизм замка.
Размеры существенно не отличаются друг от друга. Величины колеблются в диапазоне 70 (75) на 105 (110) мм, толщина составляет 3-4 мм.
Основным преимуществом является:
- скорость монтажа;
- удобство во время применения на практике;
- альтернатива традиционным дорогостоящим распоркам;
- доступная цена в отличие от стяжных винтов и гаек.
Стоимость комплекта для стяжки зависит от исходных составляющих. В обычный набор входит пружинный зажим в количестве от 50 штук, ключ и оцинкованные клеммы.
Установить или демонтировать приспособления очень просто. Для этого необходимо иметь:
- арматуру определенного диаметра;
- клипсы;
- ключ для пружинного зажима.
Количество «лягушек» будет зависеть от длины опалубки. При расчете учитываются промежутки, через которые необходимо делать стяжку. Универсальным является шаг длиной 50 мм. Зажим для опалубки позволяет соединять щиты с использованием обычной арматуры диаметром 5-10 мм. Ключ предназначен для закрепления стержня в клипсе.
Пружинный замок для опалубки устанавливается в следующей последовательности:
1. Необходимо отрезать арматуру на ширину опалубки, добавив дополнительные 20 см. с каждой стороны.
2. После размещения щитов просверлить в них сквозные отверстия.
3. Протянуть прутья через пролеты.
4. На одном конце стержня вставить клипсу.
5. Проделать ту же работу с другой стороны.
6. Зафиксировать зажим ключом. Для этого необходимо надеть его поверх замка, а затем с помощью рычага закрепить арматуру.
7. После завершения заливки снять «лягушки».
8. Кусочки прутьев, выступающей из структуры, спилить.
Примечательно, что изделия подлежат повторному использованию.
Простота монтажа с помощью клипс не только ускоряет процесс установки опалубки по сравнению с обычными методами, но делает ее более эффективной и прочной.